Интересная статья профессора Верещагина о "снежном человеке". (о криптозоологии и вирусе СБИ)
Давайте искать снежного человека», «Загадка Кавказских гор», «По следам удивительной загадки», «Вступайте в общество криптозоологов», «Встречи с неандертальцем»... — Что это? Детективные или охотничьи истории далекого прошлого? — Да нет, это только некоторые заголовки газетных и журнальных статей, книг, телепередач и призывов последних лет. Настала пора остановиться на этом подробнее. До первых послевоенных лет все страны мира вполне обходились своими национальными мифами — своими богами, лешими и ведьмами. Но познание планеты, география, техника и печать внезапно расширили представления и в этом направлении. Европейские альпинисты и пилоты, вооруженные кислородными аппаратами, превосходными кино- и фотокамерами, стали вдруг обнаруживать на снегу в Гималаях, в горах запада Америки следы чудовищных двуногих существ. В Непале и Тибете их называли «иети» и «хун-гуресу». Затем встречи следов и самих существ начали нарастать как снежный ком всюду. В Калифорнии «сасквач» и «бигфут» (большеног), на Тянь-Шане и Памире «алмасты», на Кавказе — «биябан гули», «кяптар», «меше адам» (лесной человек) и т. д. В международном плане эти таинственные существа стали называться по-английски «эбонимебл сноу мен» (отвратительный снежный человек). Отечественные популяризаторы решили, что это, наоборот, полезный для них человек и отбросили первое прилагательное. До стихийного возникновения в 50-х годах такой популярности загадочного существа в Гималаях и Тибете более или менее благополучно бродили по снегу на больших высотах козлороги, «голубые» овцы, или кукуяманы, гигантские дикие яки, снежные барсы, «голубые» бурые медведи, лисицы и обезьяны лангуры. Ходили здесь босиком по снегу и закаленные богомольцы-пилигримы. Новоявленные «следопыты» из альпинистских партий и экспедиций под влиянием рассказов местных жителей — шерпов стали без долгих анализов и рассуждений приписывать некоторые из увиденных ими следов диким людямиетям.
Многим из нас памятна международная шумиха 50-х годов, когда редакция английской газеты «Дейли Мейл» организовала даже специальную поездку своих корреспондентов Иззарда и Стонора в Гималаи на поиски «иети». Оба «следопыта» в опубликованных книжках честно созна- лись, что следопытство не их сфера. Наш Географгиз тоже подработал на публикации их книг. Жару добавили туристы Мишель Уорд и Эрик Шиптон в 1951 году. На высотах девятнадцати-двадцати тысяч футов (шести-семи километров) в 30 — 40 милях западнее Эвереста» они заметили однажды цепочку странных следов, уходящих вдаль по склону. Путники были заняты своими делами, но не поленились, потехи ради, выдавить и сфотографировать на снегу след, напоминающий по форме и размерам след гориллы. Снимок вызвал сенсацию в научном мире. Некоторые зарубежные зоологи тогда решили, что мифические существа в зоне вековых снегов Гималаев ни что иное, как чудом уцелевшие особи крупной обезьяныгигантопитека, недавно открытого по ископаемым остаткам (фрагментам зубов и черепа) и вымершего в доледниковую эпоху, то есть более миллиона лет тому назад. Роскошная книга фантаста Артура Кларка «Таинственный мир» (Лондон, 1980) так и начинается с фото следов «иети», а на самом деле какого-то копытного зверя. Между тем международная комплексная экспедиция под руководством новозеландца Эдмунда Хиллари (первого покорителя Эвереста) уже в 1960 году окончательно выяснила, что «иети» в Непале нет и что проводники-шерпы склонны приписывать этому существу, плоду их воображения, даже следы лисиц и снежных барсов, обтаявшие и удлинившиеся на снегу под солнечными лучами. Горячо обсуждались тогда и явочные «встречи» шерпов с дикими гигантами. В нашей стране международная шумиха со снежным человеком вызвала в 60-х годах бурную реакцию, нашла благодатную почву. Внезапно выяснилось, что о снежном человеке давно слыхали и знали еще в прошлом веке и полковник Н. М. Пржевальский и провинциальный зоолог В. А. Хахлов. Геолог и географ член-корреспондент АН СССР С. В. Обручев и специалист по истории средневековой Франции профессор Б. Ф. Поршнев возглавили в 60-х годах особую комиссию при Академии наук для изучения вопроса о снежном человеке. В Комиссию включили ботаника К. П. Станюковича, несколько академиков, антрополога В. А. Якимова, автора этой статьи и некоторых других. Отправили мощную комплексную экспедицию на «соседний» с Гималаями Памир для поисков «своих» снежных людей, хотя было уже ясно, что дело это гиблое. Ведь на больших высотах в зоне вечных снегов человекообразным существам делать нечего — холодно, нет ни корма, ни уюта. Лангуры и макаки в верховьях Янцзы бегают летом по снегу, однако зимой уходят вниз в леса. Экспедиция собрала разнообразный материал, но диких людей, конечно, не нашла. К чести упомянутых академиков надо добавить, что вскоре, осознав свое легковерие, они занялись своими делами. Энтузиасты — Поршнев, Смолин и другие, однако, не сдались и продолжали «исследовать» проблему. Восемь приверженцев, членов партии, обратились даже с петицией к XXII съезду КПСС, требуя организации особого исследовательского центра, печатного органа, идейной и материальной поддержки. В журнале «Юный натуралист» (1964, № 12) П. Смолин опубликовал передовую «Загадка Кавказских гор», в которой рекомендовал ловить кавказскую дикую бабу — любительницу кататься верхом при помощи «попоны, смазанной клейким гудроном»111 Наши газеты и журналы между тем подогревали ситуацию, охотно печатая всевозможный вздор по поводу поисков снежных людей Б. Ф. Поршнева, П. П. Смолина, Ж. И. Кофман и других. Никакие увещевания специалистов-антропологов, археологов — не помогали, редакции попросту игнорировали их протесты и не печатали опровержений. Наконец четыре биолога — один академик (И. Г. Пидопличко) и три профессора — опубликовали статью «Псевдонаука под видом поисков неандерталоидов» (Вестник зоологии, № 4, Киев, 1969). После рассылки оттисков этой статьи в редакции газет и издательства, на кафедры антропологии университетов и в Отдел науки при ЦК КПСС авторы довольно наивно полагали, что со своеобразным психо-феноменом (синдром «поисков диких снежных людей») покончено и в вирус СБИ (снежно-бабного искательства) забит осиновый кол. Вот что еще писал тогда по поводу этих поисков известный зоолог С. К. Даль: «Я много раз ночевал в почти не посещаемых человеком уголках Дальнего Востока, Западного Памира, Тянь-Шаня, Кавказа, часто изза того, что не мог, не успевал из них вылезти до наступления темноты. Ночью я слышал много различных и совершенно диких звуков: лай лисиц, уханье филина, подвывание с перебрехом волков, крики неясытей и сычей, рев благородных и свист пятнистых оленей, рявканье косуль, плач и хохот шакалов, призывные крики низко пролетавших стай огарей и различных видов цапель, пыхтенье кабанов, рев медведей. Многие из этих звуков при незнании можно приписать якобы ныне здравствующим представителям ветви неандертальцев... Только при полном отсутствии логического мышления и незнании трудностей жизни высоко в roрах, незнании, как тяжело там раздобыть корм (ведь самоловов и самого примитивного оружия для охоты у снежных людей, по словам очевидцев, нет), можно высокопарно рассуждать о каких-то человекообразных, обитающих в поясе вечных снегов и ближайших к ним областях...» Казалось бы, дело ясное, но через 20 лет на смену первому поколению искателей пришло новое. Вирус снежно-бабного искательства — СБИ сохранился! Оказалось, что за 30 лет (С 50-х годов) «проблема снежного человека» претерпела у нас занятную эволюцию. Снежных людей стали отождествлять с инопланетянами (или с их подопытными образцами), спущенными на матушку-Землю из космоса, а саму «проблему» стали связывать с «проблемой НЛО»... В обширном богословском труде «О путях развития православия» английский аббат Роуз описал множество малоизвестных «фактов появления» снежных людей и инопланетян в разных странах мира. В результате он пришел к разумному выводу, что в условиях нашего перенаселенного мира этот феномен закономерен: психика современного человека перегружена и надломлена, поэтому число таких «встреч» в ближайшие годы будет увеличиваться. Застрельщицей возрождения снежно-бабной эпопеи в 80-х годах вновь, как и в 50-х, явилась газета «Комсомольская правда» (в целом — прекрасное издание), организовавшая 9 июля 1987 года «Круглый стол» по «проблеме» и обзор откликов на него — 20 августа 1987 года. Печально, конечно, что некоторые зоологи и охотоведы, присылающие отклики на «Круглый стол», вместо разъяснений экологических нелепостей в «научных обоснованиях» молодежных экспедиций за «гоминоидами» (то есть возрожденными лешими) высказывались даже в поддержку и за продолжение таких поисков! Нет-нет да и наше Централь-. ное телевидение тешит зрителей показом «очевидцев», имевших свидания с загадочными лесовиками. В призывах к поискам таинственных «гоминоидов» и «гуманоидов» авторы новых статей и организаторы новых молодежных экспедиций, не стесняясь, беззастенчиво играют на низменных инстинктах, соблазняют прозелитов-последователей устройством в горах и лесах сексуальных приманок для диких гигантов в виде одной-двух экзальтированных девиц (см., например, Я. Голованов «Встречи с неандертальцем?» «Комсомольская правда»). Придуманы и особые вампирные приключения в спальных мешках... Ряд последователей эволюционирует теперь самостоятельно, считает, что поиски надо расширять и не ограничиваться только горами, а нужно-де ехать в тундру, например на остров Колгуев (!), в тайгу — на Северный Урал и в пустыню Кара-Кум! Нет сомнений, что психиатры могли бы сделать в этой среде занятные наблюдения. Что касается организации занимательных экскурсий молодежи в природу, то возражений против этого, конечно, нет и быть не может. Но ведь существует уйма куда более полезных и пристойных задач и предметов для таких поездок: сбор и изучение образцов флоры и фауны, минералов, этнографических и фольклорных материалов, охрана природы, знакомство с географией родной страны и т. д. Нужно твердо сказать, что здесь поговорка «чем бы дитё ни тешилось, лишь бы не плакало» явно неуместна — тешиться надо, но не с оккультными целями и не по вздорным поводам. Особого рассмотрения заслуживает совершенно вздорная организация обществ «Криптозоологов», «Снежный человек» и т. п. Никакой «криптозоологии», то есть закрытой, тайной зоологии, рассчитанной на поиск неопознанных существ, нет и быть не может. Существует одна открытая зоология, начисто лишенная какого-либо оттенка оккультности и мракобесия. Остается надеяться, что здравый смысл в редакциях наших газет, журналов и телевидения наконец восторжествует и вирусу СБИ будет поставлен прочный заслон. Необходимо, наконец, твердо заявить, что дальнейшая популяризация среди молодежи нелепых поисков диких людей в современном перенаселенном мире — дело недостойное работников печати и тем более людей науки. Призывы к таким поискам можно рассматривать и как попытку отвлечь молодежь от решения острейших политических и социальных проблем современности, научно-практических задач по совершенствованию нашего народного хозяйства, охраны среды обитания. Эти призывы очень напоминают поползновения увлечь публику мракобесием, спиритизмом, распутинщиной, культом леших, ведьм и оборотней.