Статья по кинологии охотничьих собак.Дрессеровка, натаска подготовка собаки для охоты. Рекомендации для получения настоящей собаки для охоты/title>
Дрессировка легавых собак
В течение многолетней охоты с легавыми собаками судьба предоставляла мне случаи общаться с большими знатоками дрессировки и натаски этих собак С. С. Телегиным, И. А. Найденовым, С. И. Кремером, В. К. Сомовым и многими другими, людьми различных возрастов и знаний, которые так или иначе способствовали моему становлению как собаковода-любителя. Я очень благодарен им за те советы и помощь, которую они оказали мне в натаске и дрессировке собак. Но несмотря на общение с этими людьми, несмотря на массу прочитанное литературы, которую можно было достать, работая с собаками, я допускал различные ошибки, которые в той или иной мере обедняли мою радость общения с легавой как дома, так и на охоте. Именно это обстоятельство побудило меня взяться за перо и поделиться своим опытом, так как многие. собаководы, имеющие собак, так и не могут научиться правильно понимать своих четвероногих помощников. Существует масса руководств как в служебном, так и в охотничьем собаководстве по дрессировке и натаске собак. Можно досконально изучить их все, но если пользоваться ими бездумно, без глубокого анализа и творческого подхода, без учета своих (особенно своих!) и собачьих, сугубо индивидуальных черт характера и способностей, то хороших результатов достигнуть будет невозможно. Необходимо помнить, что залогом успехов в дрессировке и натаске собаки является любовь к собаке и постоянный контакт с ней; воздействовать на собаку необходимо в определенный момент и ни секундой позже, собака требует постоянного внимания и должна чувствовать, что хозяин всегда ее видит. Безотказного выполнения команд можно добиться сочетанием ласки, лакомства и болевого воздействия, так как невозможно добиться выполнения запрещающих команд только лаской. Нельзя пропускать безнаказанно ни одного случая отказа исполнить команду. Итак, вы принесли в дом щенка. С чего начинать после того, как утихнут радостные восклицания и умиление прелестным несмышленышем? Именно с этого момента, когда месячного щенка отняли от матери и перенесли в новую обстановку, его необходимо окружить лаской и заботой, обеспечить ему правильное кормление и отдых. Так же, как и ребенок, щенок в это время нуждается в постоянном контакте, с ним необходимо играть и разговаривать. Приученный к . звукам человеческого голоса, щенок лучше поддается дрессировке. С самого начала общения со щенком важно приучить себя отдавать команды резко и коротко, не забывая при этом сначала произнести кличку щенка. Хвалить щенка после правильного исполнения команды надо мягко и растянуто. Место щенка в, квартире не должно находиться в темном сыром помещении или быть на проходе, на него не должны падать солнечные лучи, Очень хорошо и в довольно полном объеме о кормлении и содержании щенят написано е статье Г. В. Зотовой «Выращивание щенков» (журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 9, 1979 г.). Единственное, что хочется повторить и на чем еще раз акцентировать внимание, так это на необходимости проведения профилактической прививки против чумы в возрасте от двух до трех месяцев. В это время щенку вводят половину дозы для взрослой собаки. Вторую половину вводят в возрасте шести месяцев. Дрессировку собаки начинают с момен-. та появления щенка в квартире. Для этого вам необходимо приобрести или сделать самому мягкий и строгий ошейники, короткий и длинный поводки, два или лучше три свистка одного тона. В основу дрессировки должно быть положено безотказное послушание. У щенка безотказный подход к хозяину проверяется в момент его усталости, когда он с удовольствием растягивается на своем месте, где его никто и никогда не беспокоит, или когда он увлеченно играет с игрушкой или другими щенками. Спокойный, отдохнувший щенок с удовольствием подбежит к хозяину поиграть с ним или получить от него лакомство. А усталый сделает это с неохотой или совсем не сделает. Именно с этого момента — с момента первого принуждения — начинается настоящая дрессировка. С самого начала щенка необходимо приучить к ошейнику, чтобы он его не замечал. И когда усталый щенок не захочет покинуть своего места, надо пристегнуть к ошейнику поводок, отойти от места, где лежит щенок, голосом и тихим свистом подозвать еще раз его к себе. Если щенок опять не подойдет, то надо осторожно, но настойчиво подтащить щенка с помощью поводка к себе, а когда он подойдет — приласкать и дать ему лакомство. После этого можно немного поиграть со щенком и отпустить его на место. Такое упражнение необходимо повторять до тех пор, пока щенок сам охотно не побежит на ваш зов, Подобные упражнения следует повторять ежедневно, всякий раз усложняя его, то есть отрывая щенка от более интересных для него занятий. Наиболее быстрых ре-. зультатов дрессировки можно достичь, используя помощника, который раз от раза должен меняться. Так, например, при отработке подхода щенка на зов после команды хозяина помощнику следует легонько ударить щенка прутиком, шлепнуть свернутой газетой или лучше всего бросить в него маленькими камушками. В этом случае ласковый голос хозяина благоприятно действует на щенка и сам хозяин становится единственным местом, где щенок может укрыться и найти защиту и лакомство. Кроме того, в этот момент у щенка развивается чувство не доверия по отношению к посторонним. Чем меньше ваш питомец обращает внимания на чужих собак, кошек, знакомых и незнакомых людей, тем теснее его кон-акт с хозяином, тем легче его дрессировать. Во время отработки той или иной команды, а в дальнейшем и при натаске собаки уроки можно заканчивать только тогда, когда команда будет выполнена беспрекословно, чисто и с удовольствием. Необходимо, чтобы при прекращении занятия у собаки оставались только хорошие чувства и воспоминания от той или иной команды, в этом случае она будет и в дальнейшем любую команду выполнять охотно. Отрабатывая команду «Лежать!», следует помнить, что лежачее положение собаки является наиболее естественным, так как именно оно спасает собаку при драках. Вероятно, выражение «лежачего не бьют» пришло к нам из наблюдений за поведением животных. На этом инстинкте и построена отработка этой команды. При команде «Лежать!» или «Даун!», которые отдаются голосом, жестом поднятой руки и свистком, собака должна незамедлительно, как подкошенная улечься на землю. Для этого сначала правой рукой давят сверху на круп, а левой тянут поводок вперед. После того как собака уляжется, ее необходимо похвалить, погладить и дать лакомство, ни в коем случае не разрешая ей подняться. В положении лежа собаку удерживают некоторое время, а потом можно разрешить ей встать и поиграть. Никогда нельзя бить лежачую собаку! В противном случае при команде «Лежать!» она будет просто отбегать в сторону и там ложиться, но не даст подойти к ней. Отработку команды «Лежать!» проводят не только и не столько в доме, сколько на улице, так как впоследствии эта команда будет основополагающей при натаске собаки в поле и в лесу. Кроме того, многолетняя практика показывает, что в доме, в четырех стенах, когда собаке некуда убежать и хозяин всегда рядом, она более быстро и охотно выполняет все команды. Это объясняется еще и тем, что в доме меньше отвлекающих факторов. После отработки команды «Лежать!» около ног хозяина упражнение усложняют и пытаются уложить собаку на расстоянии и удерживать ее в этом положении все увеличивающийся промежуток времени. Для этого необходимо уложить собаку у ноги и отойти на небольшое расстояние, После кратковременной выдержки собаку надо подозвать а еще лучше подойти к ней, похвалить и дать лакомство, удерживая ее в положении лежа. Постепенно время и расстояние увеличивают. Затем во время прогулки с собакой, когда она отбежит недалеко, окликают ее по кличке и голосом и жестом отдают команду: «Лежать!» В этом случае нельзя допускать, чтобы собака подходила к хозяину. Если только она двинется в его сторону, резко голосом и также резко жестом повторяют команду, Наиболее сложна отработка команды «Лежать!» в момент игры собаки или преследования е>о кошки. В данном случае условия приближаются к условиям охоты и у вашего питомца возникает ловчий инстинкт. Лучшим помощником в этом случае будет строгий ошейник, длинный поводок. Не надо ждать случая, когда собака побежит за случайно увиденной кошкой или собакой, можно самому создавать эти ситуации. В момент, когда собака увидит кошку и бросится за ней, надо отпустить поводок на 10 — 15 м, а потом резко голосом и жестом с одновременным рывком поводком дать команду «Лежать!». Боль и команда уложат собаку. Эти упражнения следует систематически повторять, чередуя работу на парфорсе со свободной прогулкой. Выполнение команды считается усвоенным, если ваш питомец, проскакав 30-50 м за кошкои, по команде незамедлительно ляжет и останется в этом положении до следующей команды. Как можно было заметить из сказанного выше, дрессировка собак основана на их врожденных наклонностях: выполнение команды «Место» связано с уходом в безопасное место-нору, а выполнение команды «Лежать!» — с принятием позы, при которой боль собаке не причиняется. Это положение распространяется и на хождение собаки рядом с хозяином. Чувство спайности у собак очень развито, и от природы им присуще хождение рядом друг с другом или друг за другом. Охотник от собаки требует, чтобы собака, не находясь на охоте, шла рядом с ним у левой ноги на полкорпуса впереди колена вне зависимости от того, идет ли она на поводке или без него. Правила содержания собак в населенных пунктах предусматривают выгул собак на коротком поводке или в наморднике, а условия охоты, особенно в лесу, требуют хождения собаки рядом без поводка и даже без ошейника. Существует несколько приемов обучения собак ходить рядом. Так, например, можно, взяв собаку на поводок, прогуливаться сначала в тихих, безлюдных местах. При попытке собаки уйти в сторону негромким, но твердым голосом отдают команду: «Рядом!» и дергают поводок к себе, еще не успев договорить команду. Нельзя часто дергать собаку, это при мягком ошейнике рассеет ее внимание. Лучше носить с собой тонкий прутик и пользоваться им при выправлении движения собаки. Если собака все время забегает вперед, то можно ходить вдоль гладкой стены дома, держа щенка между собой и стеной, или иногда покрутить свободным концом поводка перед ее мордой, не стесняясь иногда зацепить за нее. С более упрямыми собаками применяют короткий поводок и парфорс. Изменяя направление движения, заставляют собаку внимательно следить за направлением хода ведущего и повторять все его повороты, Постоянно пользоваться парфорсом не рекомендуется. После болевого воздействия на собаку парфорсом необходимо ласково поговорить с собакой и приласкать ее, чтобы она знала, что рука хозяина делает только приятное. После того как собака научится ходить рядом на поводке, упражнение усложняют, выгуливая ее в условиях со многими внешними раздражителями, при этом используют все приведенные выше приемы. Постепенно влияние поводка необходимо уменьшить и периодически его отстегивать, давая возможность собаке идти рядом без поводка. Выполняя это упражнение, вы наверняка заметите, что при хождении рядом без поводка собака более внимательно следит за вами, периодически поворачивая к вам голову. Время хождения собаки рядом без поводка постепенно увеличивают. В тот момент, когда вы остановитесь (встреча со знакомыми или по какой-либо другой причине), ваш питомец должен сесть и ждать продолжения движения или другой команды. Сидячее положение собака занимает перед выходом из дома на прогулку, при остановке ведущего, перед снятием ошейника или отстегиванием поводка, перед командой «Апорт!» и при подаче спорта. Для отработки команды «Сидеть!» необходимо после отдачи команды голосом надавить на круп собаки одной рукой, а другой поддерживать морду или оттянуть чуть назад и вверх поводок. После выполнения команды собаке дают лакомство и оставляют на несколько секунд в положении сидя. Хвалить и ласкать собаку, находящуюся в сидячем положении, не рекомендуется, так как она может вскочить и от радости начать прыгать. Обычно после того как собака немного посидит, дают команду «Рядом!», пройдут немного и отпускают ее побегать. Собака должна уметь сидеть столько, сколько необходимо хозяину, несмотря на все возможные раздражители. Строгое и четкое выполнение собакой команд «Сидеть!» и «Рядо м!» создает прекрасное впечатление у окружающих о собаке и ее владельце и будет лучшей агитацией за наших четвероногих друзей и помощников. Все методы дрессировки собаки, направленные на то, чтобы она не брала корм из чужих рук и с земли, основаны на том, что боль и неприятность ей доставляет именно тот лакомый кусочек, который она хотела бы съесть, взяв его из чужих. рук или подняв с земли. Для этого используют приманки с горчицей или перцем. Занятия по апортированию начинают в доме с любимыми игрушками щенка. При этих занятиях лучше всего самому сесть на пол, уложить рядом с собой щенка и, отбросив игрушку на 3 — 4 м, через 5 — б сек по команде «Апорт!» послать щенка. О награждении щенка лакомством, я думаю, напоминать не надо. Подобные игры очень нравятся щенкам и они с удовольствием продолжают их на улице. После отработки приема на любимой игрушке можно переходить на другие предметы. Многие собаки подбирают всякие предметы с земли и несут их хозяину. В этих случаях собаку необходимо хвалить и давать ей лакомство, пусть этот предмет дурно пахнет и вам он совсем не нужен. Подобная врожденная способность собаки к апортированию в дальнейшем вам сослужит хо'рошую службу, когда вы будете отрабатывать команду «Апорт!». Предмет для апортирования лучше делать в виде гантели и полый по оси. По периметру дисков можно сделать радиальные деревянные спицы, а в полую ось вкладывать груз для увеличения веса предмета. Сам предмет снаружи можно обвязать перьями охотничьих птиц или шкурками промысловых зверей. В случае, если собака мнет, грызет или жует предмет, его обматывают колючей проволокой или вбивают мелкие гвозди без шляпок. Это научит собаку брать предмет мягко и не портить его. Не надо бояться, что потом собака сможет упустить подранкана охоте ей поможет охотничья страсть, но приносить она будет нежеванные тушки. Собака должна подать предмет как с воды, так и с земли. При отработке подачи предмета с воды надо начинать с мелкого места и можно даже на поводке. Условия работы все время необходимо менять: переходить с чистой воды в камыши, с мелкого места на более глубокое, с чистого берега на заросший кустами. Лучше всего сначала отрабатывать этот прием совместно со старой и опытной собакой, которая подает апорт в руки. Но потом необходимо дрессировать щенка отдельно. Нелишне приучить собаку подолгу носить предмет в пасти по команде «Рядом!». При отработке подачи на улице и в поле упражнения можно усложнить. Для этого предварительно необходимо спрятать поноску, например незаметно бросить ее в траву подальше от собственного следа. Затем, зайдя против ветра, следует усадить или уложить щенка, а потом скомандовать «Апорт!». При этом самому следует идти тихо против ветра галсами или короткими параллелями. Таким образом, одновременно с поиском предмета вы будете отрабатывать «челнок». Управлять собакой в это время лучше всего свистком и жестами, стараясь, чтобы на. каждой параллели собака находилась между вами и предметом. После того как собака причует предмет и начнет на него прямолинейное движение, ведущий должен остановиться и ждать подхода собаки с предметом. Если за три или четыре занятия собака начинает понимать, что вы от нее хотите, надо попробовать положить предмет на куст высотой до 1 м. Таким способом многие натасчики приучают собаку искать с высоко поднятой головой. Такая манера поиска красива, но не всегда добычлива, так как вольная птица обычно сначала убегает от собаки, а уж потом взлетает. Поэтому занятия по поиску предмета следует усложнять, регулируя высоту его нахождения. Если к восьми-девяти месяцам ваш питомец научится беспрекословно выполнять все необходимые команды: «Лежать!», «Ко мне!», «Рядом!» и «Апорт!», а также следить за вашим движением и изменять в соответствии с этим направление своего движения, а также делать это по свистку или голосу ведущего, то с ним смело можно выходить в поле и приступать непосредственно к натаске собаки по полевой и болотной дичи.